оптовые поставки AdBlue по России
Санкт-Петербург, Россия
Последний визит: более года назад
На ОптЛист: с октября 2013

Рынок AdBlue в России и его отличия от Европы.

Рынок AdBlue в России и его отличия от Европы.

Рынок AdBlue в России и его отличия от Европы.

Европейский рынок реализации реагента предусматривает его продажи в IBC-контейнерах (так называемые еврокубы вместимостью 1000 литров), бочках (около 220 л), в розницу: в розлив со специальных колонок на АЗС и в канистрах 10 и 20 л. Именно такой порядок отражает объемы реализации: больше всего в «кубах», потом — на АЗС и в канистрах. Причем доля реализации канистр крайне мала. Но это только бизнес и разница цен. В России же все с точностью до наоборот: очень высока доля реализации канистр по сравнению с кубами. Возможность заправки из колонок на АЗС отсутствует полностью.

Главная причина популярности канистр — это простота в хранении и учете, удобство в реализации через розничную точку. Другая — видимо, в том, что грузовиков и автобусов с двигателями, использующими SCR-технологию, даже в больших парках пока немного. Это ограничивает применение IBC-контейнеров, которые при использовании требуют особого материального обеспечения — погрузчик, теплое место хранения, раздаточное оборудование, более сложный учет потребления реагента и прочее.

Несколько слов о географии. Понятно, что основные продажи и развитие торговой сети происходят там, где больше всего клиентов. Значит, речь идет о европейской части России, где больше всего современного транспорта, задействованного на международных перевозках и работающего в мегаполисах. Чем дальше на восток, тем ситуация сложнее. Ибо весь подлинный реагент импортируется из Европы, и чем дальше точка продажи находится от западной границы, тем дороже будет в ней продукт.
Стоит заметить, что за Уралом, увы, означенных всегда будет меньше,

даже с учетом численности подвижного состава, например, на 100 км² территории.

Мы обошли стороной вопрос продажи на АЗС, и давайте к нему вернемся. Ведь АЗС — наиболее удобная точка реализации AdBlue. В Европе именно так и происходит — основная доля розничных продаж происходит в розлив из колонок, иногда даже одновременно с заправкой топливом. Канистры также есть в магазинах при заправочных станциях, но спрос на них чуть меньше (утилизация тары?). В России АЗС пока не хотят связываться с данным продуктом. Причин этому можно выделить несколько, но в основном — отсутствие интереса к AdBlue из-за непонимания его сути и перспектив, а также из-за небольшого объема потребления. Есть сложности, связанные с логистикой и централизованной доставкой продукта до отдельных АЗС сети. Также нередки случаи, когда сеть сама реализует только топливо, а магазины при заправках находятся в аренде у различных юридических лиц, каждое из которых решает вопрос ассортимента и доставки самостоятельно, при чем в одной сети в разных регионах могут быть разные арендаторы. Что касается стационарных заправочных емкостей и колонок AdBlue, то это достаточно большие инвестиции, специальное оборудование с возможностью подогрева реагента и проблемы с инфраструктурой поставок до емкостей АЗС. Впрочем, в целом ситуация явно будет меняться с ростом числа соответствующей техники в парках.

Стоит отметить еще одну особенность, которая совсем нехарактерна для России. В Европе сильно развита продажа кубовых емкостей с возвратом тары и продажа в розлив в тару покупателя. В России эти способы развиты очень плохо из-за огромных расстояний, учитывая которые потребителю часто проблематично возвращать тару поставщику.

Основными производителями реагента, представленными на российском рынке (в первую очередь благодаря географическим особенностям), являются KRUSE GmbH&Co Концерна «BASF SE» (Германия), AB Achema (Литва) и Pulawy S. A. (Польша). Они занимают большую часть рынка.

Отпускные цены на товар можно условно разделить на два уровня — цены у дистрибьюторов, которые, как правило, находятся в крупных городах, в основном в Москве и Петербурге, и цены у перепродавцов, разбросанных по всей России. И чем дальше такой от центра, тем выше его цены по логистическим причинам.

При покупке мелким и средним оптом со склада дистрибьютора в Москве и Петербурге цены колеблются от 19 до 20 тысяч рублей за кубовую емкость и 600−700 рублей за канистру 20 л. На дилерском рынке у различных продавцов в оптовых фирмах и магазинах цены на кубы могут колебаться от 21 000 рублей до руб. Канистры в рознице широко представлены по России, и региональных особенностей практически не видно. Цены за 20-литровую колеблются примерно от 800 до 1200 руб., например, в Москве, в то же время в регионах можно найти и за 900−950 руб. Все зависит от конкретного перепродавца, логистики и цепочки закупки товара.
Иными словами, цена за литр реагента колеблется между 0,5−1,5 евро за литр, что весьма неплохо, особенно с учетом того, что в Германии, по наблюдениям автора, она может составлять от 0,3 до 1,2 евро.

«AdBlue®» — зарегистрированная торговая марка VDA (Verband der Automobilindustrie — Ассоциация автомобильной промышленности Германии) для «Рас твора мочевины AUS 32». Использование названия «AdBlue®» требует наличия лицензионного соглашения с VDA и его соответствия качеству, указанному в стандарте ISO 22 241.

05.12.2013