Так получилось, что ружейное масло достаточно часто закупается в Европе: немецкие, бельгийские и швейцарские производители предлагают свои варианты, как профессиональным спортсменам, так и отечественным силовым структурам.
Почему импорт? Российским потребителям очень долго навязывали мнение, что все зарубежное лучше отечественного. И многие иностранные производители этим давно и успешно пользовались. Например, еще в царской России отечественное сливочное масло как сырье вывозилось за рубеж, там в него добавлялись различные ароматические добавки, фасовали в красивую упаковку и потом масло ввозилось обратно в Россию, как «швейцарское», или «французское», но уже по гораздо большей цене. Этот пример был ярко описан в книгах «Каменный пояс», автор Федоров Евгений.
Еще дело в том, что после распада СССР в нашей стране осталось довольно мало производств, способных развиваться в соответствии с требованиями рынка, т. к. отсутствовало необходимое оборудование. Пожалуй, коллектив завода «Тюменские аэрозоли» смогли снова догнать по уровню качества Европу всего лишь 7−8 лет назад.
И только сейчас, с производством нового ружейного масла «Тайга» — превзойти.
И вот здесь начинается самое интересное в истории отечественного ружейного масла. Дело в том, что при прочих равных, российское ружейное минеральное масло часто оказывается банально лучше.
Почему? Во-первых, конечно, стоит отметить суровые зимние условия. Морозостойкие масла — не редкость на рынке, и, чаще всего, конечно, нижняя граница — минус 35 градусов. Однако если вы вплотную сталкивались с эксплуатацией при такой температуре, то знаете, что европейское масло большинства производителей сохраняет свои свойства не очень долго. Морозостойкость падает: это свойство знакомо каждому профессионалу. Причин достаточно много, но основная возможно в том, что в Европе просто нет таких погодных условий, как у нас. Соответственно, продукт выпускается под немного другие потребности.
Есть и миф про якобы дополнительную переработку (как в примере выше про сливочное масло) — но почему тогда морозостойкость импортного масла падает, а морозостойкость эксплутационных свойств российского масла остается до — 50 С ?
Каждому хочется контролировать расход масла, и поэтому в современном мире пришли к оптимальному варианту поставки ружейного масла — аэрозольной форме. С помощью баллончика легко и просто нанести смазку, и это уже общемировая норма.
Глубокое изучение особенностей эксплуатации ружейного масла в России и странах СНГ показало, что есть постоянная потребность смазывать некоторые детали без полной разборки оружия. Что сейчас на практике делается и так, но достаточное количество масла на детали просто не попадает, а проливается мимо. Чистка и смазка делаются куда удобнее с ружейным маслом в аэрозольной упаковке.
Еще важный момент — ООО «Тюменские аэрозоли» учли массу пожеланий профессиональных охотников, мастеров спорта по пулевой стрельбе, биатлонистов и представителей силовых структур и сделали вариант ружейного масла с добавлением наночастиц металлов. За счёт использования наночастиц цветных металлов удалось увеличить живучесть ствола от «обычных» на 20−25% и до 30−40%, в зависимости от вида оружия. Для спортсменов очень важным фактором является снижение вибрации ствола, улучшение кучности стрельбы на 10−15% за счет повышение начальной скорости пули на 5−15 м/с.
Кстати, когда вы слышите «наночастицы», не надо думать, что это какая-то фантастическая технология внутри масла. Это вполне «обычные» наночастицы металлов, которые идеально «закрывают» при смазке микротрещины и другие микродефекты ствола оружия, подобно полировке. Фактически, масло содержит немного «умного металла», которым «ремонтируется» и укрепляется поверхность ствола оружия. Действительно сложным с точки зрения технологии было получить настолько очень мелкие частицы — вот отсюда и пришла приставка «нано». Второй по сложности задачей было добиться сохранения всех свойств этих частиц даже при длительной эксплуатации при -50 С.
Не на последнем месте в нашей стране сейчас экономия бюджетов. Продолжительные полевые практические испытания показали, что и аэрозольная форма, и специальная трубочка, и высокая эффективность масла — всё это играет на очень низкий, и, главное, контролируемый расход, а также на увеличение износостойкости и срока эксплуатации оружия.
В итоге получился продукт, который как минимум не уступает западным аналогам, и «заточен» именно под наши отечественные условия и особенности эксплуатации, что позволяет получить весомые преимущества, как по цене, так и по характеристикам ружейного масла «Тайга», которое входит в число победителей федерального конкурса «100 лучших товаров России».
Виктор Максимов.
В статье использованы материалы с сайта www. aerosol72.ru.
25.01.2015