стильная мебель для комфортной жизни
Воронеж, Россия
Последний визит: 11 мес. назад
На ОптЛист: с марта 2022

Сидеть или стоять? Есть ли польза в «стоячих» партах?

Сидеть или стоять? Есть ли польза в "стоячих" партах?

Я на уроке в первый раз,
Теперь я ученица.
На парте правильно сижу,
Хотя мне не сидится.
Агния Барто.

Действительно, трудно усидеть за партой, когда ты — активный, любознательный ребёнок. Особенно дома, где обстановка располагает к отдыху и развлечениям, а никак не к урокам. Ребёнок ёрзает, горбится, искривляется… От этого и обучение страдает, и осанка. Отличным вариантом может стать парта, за которой нужно стоять.

Откуда вообще взялись такие парты? Обучение стоя является частью «Методики «здоровьесберегающей педагогики», которую разработал российский специалист Владимир Базарный в конце 1980-х годов. Эта методика предполагает, что в течение урока дети меняют позы: стоят, сидят, и даже лежат иногда. Постоянное движение, необходимое подрастающему организму, помогает сохранить физическое и эмоциональное здоровье.

Сегодня стоячие парты — мировой тренд. Вертикальное положение полезнее для осанки. Так задействуется больше мышц, в том числе позиционные мышцы кора, которые практически не тренируются при обычных действиях. При регулярной работе стоя укрепляется связочный аппарат, устраняются излишняя подвижность суставов и мышечный дисбаланс, развивается координация.

Парта от студии Playwoods

Глобальных исследований на тему пользы стоячего обучения пока не проводилось. Тем не менее, большинство ортопедов сходятся в том, что будет полезно обеспечить ребёнку возможность делать уроки стоя. При этом не надо заставлять «стоять до последнего», особенно поначалу, когда вертикальная поза кажется непривычной. Сам Владимир Базарный не рекомендовал стоять дольше 25 минут подряд. Впрочем, также как и сидеть. Среднее время без смены позиции — 15 минут.

В идеале у ребёнка должна быть возможность выбрать, как ему заниматься в данный конкретный момент. Ведь самое важное — развить способность слышать потребности своего организма. Поэтому было бы прекрасно обеспечить ученика и традиционной партой, и партой для стоячего обучения.

В обоих случаях парта должна соответствовать росту ребёнка. А под босые ноги занимающегося можно подложить ортопедический коврик с неровностями для профилактики плоскостопия. Такой коврик можно сделать самому, пришив на кусок хлопковой или льняной ткани деревянные пуговицы и бусины.

Несмотря на отсутствие крупных исследований на тему обучения стоя, небольшие изыскания всё же проводятся. Например, американские эксперты из Техасского A&M университета в Колледж-Стейшене (Texas A&M University, College Station), выяснили, что обучение в стоячем положении улучшает когнитивные способности. Учёные проанализировали мозговую активность нескольких десятков студентов начальных курсов с помощью инфракрасного спектроскопа. Выяснилось, что при регулярных занятиях за стоячими партами рабочая память функционировала лучше, и учащиеся эффективнее справлялись с решением задач.

28.03.2022