Крымская косметика — это отдельный сформировавшийся бренд, который занимает большую нишу в производстве уходовой косметики России. Не смотря на то, что в Крыму производством косметики занимаются более десятка предприятий, у каждого производителя присутствует акцент на натуральность и на использование местного сырья. В основном это: экстракты лекарственных трав, эфирные масла, виноградная улитка, морская соль, глина и лечебные грязи, жир ската и акулы, экстракт винограда и водорослей, морские моллюски и многое другое.
Производство натуральной косметики в общем объёме косметических средств в России занимает примерно 2 — 2,5%. Крымские производители, по оценкам экспертов, занимают на общероссийском рынке натуральной косметики долю около 10%. Однако в сегодняшних условиях нарушенной логистики импорта косметических средств и повышения цен на зарубежные бренды, Крым уверенно выполняет программу импортозамещения.
Так, например, комбинат «Крымская роза» или «Мануфактура Дом природы» используют экологически чистое растительное сырьё и конкурирует с натуральной уходовой косметикой Франции или Германии. А продукция ТМ «Пантика» с успехом заменяет потребителю корейскую и тайскую косметику, используя улиточный муцин, морской коллаген, медузу, экстракты морских моллюсков и женьшень холодной экстракции.
Структура натуральной косметики на рынке имеет следующие показатели:
30% - шампуни и иные средства по уходу за волосами
54% - средства по уходу за кожей лица
16% - средства по уходу за кожей тела
Жители многих регионов России уделяют большое внимание экоценностям, стремятся к экологической и социальной безопасности. Так как здоровый образ жизни выходит в приоритет — доля рынка натуральной косметики ежегодно растёт. При этом соотношение сегментов остаётся относительно стабильным.
Для потребителя также немаловажным является то, что цены на отечественный товар мало зависят от курсов валют и логистических зарубежных схем. Поэтому крымская уходовая косметика становится более популярной и доступной населению. Её основной объём продаж приходится на Москву и Московскую область (24%), Санкт-Петербург (9%) и Краснодарский край (7%), а в сезон летних отпусков он смещается непосредственно в Крым. Поскольку регион является туристической зоной, то наибольший спрос на продукцию выявлен среди покупателей, которые приезжают на полуостров в качестве туристов.
Согласно аналитическому исследованию специалистов MegaResearch, оценка каналов сбыта косметических средств в годах включала в себя довольно большой перечень: крупные, средние и мелкие точки реализации, дилеры и дистрибьюторы, торговые сети, он-лайн торговля и собственные торговые точки. На сегодняшний день в сбыт активно включились маркетплейсы и заняли обширный сектор реализации. Преимущество продажи крымской косметики через маркетплейсы заключается в том, что товар виртуально представлен во всех регионах России, и потребитель из Дальнего Востока или из Калининграда может позволить себе купить крымскую продукцию. В «допандемийный» период доля сбыта косметики через интернет составляла 35%. Сейчас этот процент однозначно вырос.
Также крымские производители используют иные каналы сбыта — выставки, салоны красоты и здоровья, массажные и медицинские центры и пр. Однако их роль всё больше сводится к презентациям. Продажи плавно переходят в он-лайн формат, где рынок продолжают формировать блогеры, занимающиеся пропагандой ЗОЖ и натуральной косметики, экожурналисты и визуализаторы.
На сегодняшний день крымские предприятия и предприниматели получают большую поддержку от государства в форме грантов и субсидий. Это даёт большой толчок для реализации новых амбициозных проектов и освоение перспективных направлений, в том числе в области производства косметики. Наглядным примером служит керченская лаборатория «Пантика». За последние два года с помощью господдержки она зарегистрировала и вывела на рынок новые эксклюзивные серии натуральных кремов, разработала технологию получения биоактивных компонентов из морского, растительного и минерального сырья, а также приняла участие в нескольких престижных международных выставках.
Косметический рынок России с каждым годом становится более экологичным и Крым вносит в этот процесс большую лепту. Потребители стали лучше ориентироваться в представленном ассортименте различных уходовых средств и доверие к натуральным продуктам растёт. Основным трендом в выборе является эффективность и безопасность. Из этого следует, что рынок крымской натуральной косметики будет расти и пополняться новыми полезными продуктами для красоты и здоровья.
29.05.2023