I didn’t say it would be easy, Neo.
I just said it would be the truth.
Morpheus. TheMatrix
Я не говорил, что будет легко, Нео.
Я лишь обещал открыть правду.
Морфеус. Матрица
Пожалуй, лет пятнадцать-двадцать назад применение консервантов в косметике было чем-то совершенно рутинным и само собой разумеющимся. Консерванты считались обычными компонентами, необходимость их не ставилась под сомнение, и сами они не были объектом, к которому так старательно привлекается внимание общественности, как сейчас. Ситуация начала меняться в девяностые, с вступлением в силу требования указывать ингредиентный состав в маркировке продукции. По времени это совпало с подъемом общественного экологического движения и появлением многочисленных инициативных групп, к сожалению, не всегда достаточно образованных в вопросах токсикологии и оценки риска[1], но всегда исключительно инициативных. Доступность информационных технологий тоже сыграла свою роль: в результате распространения информации — и, увы, дезинформации — консерванты стали средством запугивания покупателей. А если есть средство, всегда найдутся и те, кто им воспользуется. Ведь вы заботитесь о своем здоровье, верно? Так с какой же стати вам покупать шампунь или крем, в который производитель — истинное воплощение мирового зла — напихал зачем-то мерзких консервантов?! Какое счастье, что вас вовремя предупредили и рассказали, что они токсичны и канцерогенны! И теперь уже ваша очередь спасти человечество, поведав об этом своим друзьям и знакомым и вскрыв очередной заговор индустрии красоты.
В результате этой масштабной общественной деятельности, порой не подкрепленной серьезными доказательствами, «черный список» консервантов все ширился и рос, рынок чутко реагировал на изменения в настроении покупателей, в результате чего появились и альтернативные консерванты разной степени натуральности, которые как бы и не консерванты вовсе, и даже тренд «совсем без консервантов», от лайт-версии вплоть до полного отрицания косметики промышленного изготовления. Выбор доступных ингредиентов все сужался, причем даже не столько в результате новых данных по токсикологии и безопасности, сколько в угоду рынку. Покупатель хочет «без»? Значит, нужно следовать его желанию, и неважно, насколько оно обоснованно, иначе просто проиграешь: ведь успешнее всех будет не тот, кто пытается переучить или переубедить, а тот, кто предоставляет желаемое. Увы, в нашей отрасли коммерческий успех и просветительская деятельность суть вещи даже более несовместные, чем гений и злодейство.
Не хотите ли поговорить об этом?..
Для чего нужны консерванты
Консервант — это ингредиент, предохраняющий косметическое средство от порчи, в первую очередь — от порчи микроорганизмами. Его основная, если не единственная, функция состоит в том, чтобы сдерживать рост микробов в продукте, как при хранении, так и на всем протяжении использования. Практически все косметические средства содержат определенное количество воды и — что немаловажно — питательных веществ, что делает их благоприятной средой для роста микроорганизмов. Микробное заражение может происходить на любом этапе, от производства до использования. Такая вроде бы незаметная роль в действительности оказывается очень важной. В самом деле, что толку в самых эффективных и полезных активных компонентах, если они содержатся в средстве, которым неприятно пользоваться из-за изменения консистенции и запаха, которое может повредить вашему здоровью из-за микробного заражения?
Безусловно, степень и род опасности зависят от того, какими именно микроорганизмами заражен продукт. Бактериальное заражение считается наиболее значимым фактором риска развития симптомов контактного дерматита и других кожных реакций, поскольку оно часто незаметно ни внешне, ни по запаху. Особенно опасно использование такой косметики для людей с ослабленным иммунитетом: повреждения кожных покровов могут стать воротами для инфекции. Разумеется, инфицирование в результате использования косметики — крайняя ситуация, и в литературе описано очень немного случаев четкой причинно-следственной связи между использованием косметики, зараженной микроорганизмами, и негативными последствиями для здоровья тех, кто этой косметикой пользовался, но подобные варианты развития событий нельзя игнорировать.
К тому же, помимо устранения прямого риска для здоровья покупателей, применение консервантов защищает производителя и от финансовых рисков: зараженная продукция — это не только прямые потери сырья, упаковки, трудозатрат и прибыли, но и убытки, связанные с отзывом продукции с рынка, компенсацией ущерба, проведением дополнительных испытаний, не говоря уже о негативном имидже. Даже наиболее циничный производитель вряд ли проигнорирует такие факторы.
В настоящее время использование консервантов в косметике — объект законодательного регулирования. В соответствии с законодательством многих стран и регионов, консервантом считается только тот ингредиент, который входит в список разрешенных консервантов. На сегодняшний день в приложении V к Регламенту Е С по косметике насчитывается 58 позиций, причем для всех консервантов указаны максимально допустимые концентрации, а также, где это применимо, ограничения по использованию и обязательные предупредительные надписи, которые следует выносить на этикетку.
Рассмотрим наиболее часто применяемые консерванты несколько подробнее.
Далее: Консерванты в косметике: Парабены. Доноры формальдегида
Елена Красней, главный технолог СОАО Парфюмерно-косметическая фабрика Модум-наша косметика.
[1] Очень важно понимать разницу между опасностью и риском. Опасность — это неотъемлемое свойство вещества, тогда как риск — это вероятностьтого, что при нормальном использовании эта опасность никак повлияет на потребителя. Основа безопасности консервантов — это ограничения, которые призваны снижать риск настолько, что вероятность опасного развития событий становится очень низкой (не будем забывать, что нулевой вероятности не существует). К сожалению, эту концепцию бывает сложно донести до покупателя: людям, не связанным с токсикологией, намного легче воспринять сведения об экстремальных случаях, пусть даже они и не имеют отношения к косметике.
28.03.2016