Несмотря на то, что по данным таможенной статистики внешнеторговый оборот России снизился на 2,3%, доля импорта остается стабильно высокой, где на страны дальнего зарубежья приходится 88,6% от всего объема. Россия по-прежнему остается потребителем с высоким спросом. А значит для бизнеса вопрос международных перевозок стоит достаточно остро.
Из отчета ФТС (импорт-экспорт важнейших товаров за январь-июль 2019 года) следует, что основным торговым партнером России в январе-июле 2019 года среди стран дальнего зарубежья остался Китай, товарооборот с которым составил 60,0 млрд долл. США, увеличив показатель на 101,2% к январю-июлю 2018 года, за ним следует Германия — 30,2 млрд долл. США (89,9%), Нидерланды — 30,0 млрд долл. США (114,6%), США — 15,3 млрд долл. США (113,4%), Республика Корея — 14,6 млрд долл. США (116,2%), Италия — 14,3 млрд долл. США (95,6%), Турция — 14,3 млрд долл. США (93,6%), Япония — 11,4 млрд долл. США (97,4%), Польша — 9,3 млрд долл. США (77,0%), Финляндия -8,0 млрд долл. США (92,0%).
Основным вариантом грузоперевозок был и остается автомобильный транспорт. Основным трендом развития которого является внедрение беспилотных технологий. Но скорого перехода к автономному варианту не предвидится: так, пока Россия планирует провести тестирование на участке федеральной трассы «Скандинавия», связывающей Россию с Евросоюзом, и дороге Казань—Набережные Челны, американская Uber закрыла отдел разработки беспилотных перевозок и вложила $ 200 млн в свой сервис обычных грузоперевозок.
Однако, с ростом инфраструктуры и спросом, рынок транспортно-логистических услуг активно развивается в части железнодорожной доставки. Разумеется, основным драйвером, как мы видим по результату статистических данных импорта, выступает самое востребованное Азиатское направление. А учитывая факт провинциальной специализации Китая, когда многие производства удалены от портовых городов Китая, ж/д вариант доставки является самым выгодным вариантом перевозки. К другим преимуществам относится сниженная, в сравнении с морскими перевозками, стоимость, а также немаловажный фактор времени. Сократить сроки призваны и повсеместно внедряемые системы электронного оформления импортных грузов: в настоящее время практически все таможенные декларации оформляются в электронном виде. На сессии Восточного экономического форума, проходящего во Владивостоке, в рамках стратегии развития таможенной службы до 2030 года были озвучены приоритеты насыщения передовыми IT-технологиями, развития цифровизации и внедрения искусственного интеллекта.
К слабым сторонам ж/д перевозки можно отнести время, затрачиваемое на ожидание контейнеров для их последующей консолидации в единый состав по выбранному направлению, время физической обработки в терминалах и плохо реализованный трекинг — то, чего лишены автоперевозки. Выигрывают и автоперевозки по времени, оставаясь самым быстрым наземным вариантом. Однако стоимость такого вида доставки будет выше морского и ж/д решений. При перевозках по ж/д следует учитывать и факт прохождения таможни с сопутствующим оформлением уже после прибытия груза на станцию назначения.
Выбор варианта международной доставки должен складываться исходя из прогнозов сезонного спроса, согласующегося с затрачиваемым на перевозку и возможную перегрузку временем, стоимостного фактора и таможенного оформления импорта — т.к. текущей актуальной проблемой для импортера остается сложность, связанная с корректировкой таможенной стоимости ввозимого товара и возникающая необходимость доказывать реальную стоимость импортируемого товара.
И пока развитие направления контракта на импорт идет в сторону единого стоимостного предложения производителя, уже включающего конечную доставку до пункта назначения, вопросы выбора варианта доставки и сложности таможенного оформления остаются по-прежнему актуальными для небольших компаний и малых объемов импорта, а решение лежит в плоскости обращения к профессионалам своего дела.
07.10.2019